Яндекс.Метрика

Новости и события

В год семьи корреспондент Ксения Шумина написала теплый и душевный репортаж о семье артистов Камерного театра Виктора и Надежды Нагдасевых,очень известных в театральном мире Челябинска.

h9NoN4e9Qrw«Судьба у нас такая — создавать новые театры»: как семья Нагдасевых стала настоящим символом культуры Челябинска

Пятьдесят лет вместе. Нет, вы не ослышались: Виктор и Надежда Нагдасевы, знаменитая актерская и супружеская пара Камерного театра, познакомились полвека (!!!) назад. И если муж с самого начала был профессиональным артистом, то жена начала карьеру с должности... инженера-биолога. Потом были переезды, лихие девяностые, творческий подъем и расцвет — да чего только ни случалось. Об этом — в очередной серии проекта «Культура — дело семейное».

Семья: Виктор и Надежда Нагдасевы (дети: Алексей — художник, Анна — актриса)
Год знакомства: 1974-й
Деятельность: Челябинский государственный драматический Камерный театр



«Витя! Надюша!» — такие позывные в Камерном театре слышатся с самого его основания. Артисты Нагдасевы, которые уж полвека вместе и дома и на сцене, и в представлении-то особом не нуждаются — в Челябинске их знает, наверное, каждый, кто ходит в театры. Как всякая удивительная история, эта началась со случайности, совпадения, можно сказать, мелочи: студентка челябинского педагогического института Надя, будущий инженер-биолог, играла в самодеятельности, и не кого-то, а саму Аннунциату в спектакле «Тень» по Шварцу; а на маленькую роль стражника пришел Виктор, участник театра-студии «Юность» (впоследствии — студент актерского курса при музыкальном училище). Юноше кто-то зачем-то дал... верхнюю одежду, которую недавно купила себе Надя.

— Помню, играю, веду сцену, смотрю в сторону — а парень в массовке стоит в моей куртке! Вот это да! — смеется Надежда Алексеевна. — Подумала, ничего себе дела, стоило отвернуться, уже одежду увели. Можно сказать, так я Витю и заметила.

— А я ее, — добавляет Виктор Степанович. — Такой увидел, такая она для меня и до сих пор.

Так и познакомились, поженились. Середина семидесятых, вся жизнь — впереди. Надежда с красным дипломом закончила педагогический вуз, три года проработала в школе в Красном поле — учителем химии, биологии, преподавателем в танцевальном кружке. Родился сын Леша, и тут Виктор получает важное для молодого артиста приглашение — принять участие в создании совершенно нового театра в Абакане (Красноярский край). Как настоящая декабристка, Надя, конечно, поехала вместе с мужем — тем более на новом месте сразу предложили квартиру.

— У нас сразу началась новая жизнь: и театр с нуля, и новый город. Я получил хорошие роли, яркие: Бабу Ягу, Маугли, Труффальдино, — рассказывает Виктор Нагдасев. — А жена моя в это время занималась сыном и создавала зимний сад театра.

— Да, они там репетируют, а я вожусь с саженцами, горшками, землей, — вспоминает Надежда Нагдасева. — И мне эта работа, надо сказать, нравилась — но то, что происходило на сцене, интересовало больше. Ситуация в нашем театре была удивительная — мужчин в нем было много, не хватало женщин. Я сыграла один эпизод, второй, затем режиссер Людвиг Устинов сказал: «Надя, я вижу, что потенциал актерский есть, но тебе надо учиться, без диплома не возьму». И я пошла в музыкальное училище на актерский курс, через четыре года получила второй диплом — тоже красный!

Вот так в семье появилось уже два профессиональных актера, да и сын Алеша вовсю участвовал в спектаклях. Родилась дочка Аня. Между тем шла перестройка, менялась страна, жить стало... трудновато.

— Постепенно появилось желание вернуться домой, — вспоминает Виктор Степанович. — Я узнал от приятеля, что в Челябинске актеры ТЮЗа Евгений Фалевич и Людмила Барад организуют новый театр — Камерный. Подумал, прикинул — ну вот судьба у нас с Надей такая, новые театры создавать. Надо ехать.

И опять все с нуля — переезд, обмен квартиры, новый репертуар. Камерный театр поначалу не имел своей площадки — репетировали по подвалам, играли во дворцах культуры, на разных сценах. И в феврале 1991 года труппа заняла нынешнее здание по улице Цвиллинга.

— Это еще одно судьбоносное событие в моей жизни: я в 1969 году играл на этой сцене со студийцами, в массовке спектакля «Город на заре». В финале мы там что-то вещали со сцены, вроде: «Вспомните нас, потомки, в 2005 году!» Ну чуть пораньше вернулся, в 90-е, — улыбается Виктор Нагдасев. — Такой жизненный поворот.

На вопрос, откуда брались силы и вера в будущее на фоне рушащегося почти всего, артисты говорят: не покидало ощущение: театру — быть! Хорошему театру. А значит, можно пережить и зарплату макаронами и бельем, и перевозку декораций на саночках и много чего еще. Никто еще не умирал от того, что помоет полы после спектакля, поработает в гардеробе или сам включит музыку. Зрителям новый театр нравился, на спектакли «Крик лангусты», «Археология» билеты разлетались вмиг.

Затем время побежало стремительно — менялись худрук, директор, труппа. Сегодня в Челябинске есть великолепный Камерный театр. Художественный руководитель — Виктория Мещанинова, директор — Павел Михайлов. Почти тридцать артистов. Международный фестиваль «Камерата».

— У нас хорошая атмосфера в театре: товарищеская, семейная, творческая. Это не значит, что у нас нет проблем — конечно, они возникают, мы же все живые люди. Но мы умеем разговаривать и решать их. Именно поэтому мы тут задержались, остались. Это такая же семья, что и у нас с Надей, только побольше, — считает Виктор Нагдасев.

Также супруги создали и собственный актерский дуэт, играли интересный репертуар на разных площадках: в картинной галерее, краеведческом музее и так далее. Знаковой работой для них и как для актеров, и как для семейной пары несколько лет назад стал спектакль «Не уходи» по пьесе Семена Злотникова «Уходил старик от старухи». Это история жесточайшего семейного кризиса, где она любит мужа, а он всю жизнь живет ради... Льва Толстого.

— Сначала пьеса нам не очень понравилась — депрессивная, вроде как безнадежная. А потом Марина Аничкова из театра драмы загорелась идеей ее поставить, рассказала нам, что увидела в ней, — говорит Виктор Нагдасев.

— Мы долго погружались в этот материал, даже с семейным психологом консультировались, — вспоминает Надежда Нагдасева. — Хотели сделать спектакль сложным, многослойным. Он ведь все-таки про любовь.

— Я поначалу дико не любил своего персонажа — он противный и эгоистичный, вообще не слишком умный! Но надо было влезть в его шкуру, понять. И до меня постепенно дошло: человек хочет любить, а не умеет. Он хочет воплощения любви в словах, а любовь — это всегда дела, поступки. Вот это и есть причина его трагедии, — считает Виктор Степанович.

— Да, настоящая любовь — это забота, — кивает Надежда Алексеевна.

На вопрос, какое качество помогает сохранить любовь и понимание и в семье, и в таком сложном коллективе, как театральная труппа, супруги отвечают синхронно: порядочность. Обещаешь — сделай; не ври, не подводи, не подличай. Уважай партнера, сглаживай углы, чтобы добиться общего результата. Остальное приложится.

Дети Нагдасевых тоже работают в сфере культуры. Сын Алексей — художник, дочь Анна — актриса, служит в питерском театре «Битком». Зять Иван — тоже актер, театр «Пушкинская школа Владимира Рецептера». Внуки Вера, Макар, Всеволод. 12-летний Макар Мозжевилов пару лет назад снялся в сериале «Седьмая симфония». Династия — вещь упрямая!

А Камерный театр скоро ожидает большая капитальная реконструкция — и снова Нагдасевым предстоит начинать все если не с нуля, то по-новому. А им не привыкать.

Ксения Шумина
Фото: Андрей Ткаченко

Источник: https://chel.guide/articles/sudba-u-nas-takaya-sozdav..

Информация

Челябинское региональное отделение всероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" 454091, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15, 2 этаж, офис 217, Тел. 8 (351) 2634770, е-mail: domaktera_84@mail.ru